Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Новости

Грамотность на Святой Земле была распространена шире, чем считалось ранее

15 апреля 2016

Группа ученых Тель-Авивского университета, исследовав деловую переписку гарнизона крепости Тель-Арад около 600 года до нашей эры, пришла к выводу, что грамотность на Святой Земле была распространена шире и намного раньше, чем предполагалось ранее. Новое исследование, опубликованное в понедельник в Трудах Национальной академии наук, было проведено на стыке археологии, еврейской истории и прикладной математики с применением программ компьютеризированной обработки изображений и разработки алгоритма для различения почерка.

 

Специалисты проверили около сотни писем, написанных чернилами на глиняных табличках. Документы, обнаруженные при раскопках в Тель-Араде, касаются повседневной жизни расположенного на границе пустыни укрепления. Главная их тема – снабжение войск зерном, вином и оливковым маслом.

 

Сосредоточившись на 18 письмах и проведя электронный анализ почерка, они установили, что они были написаны шестью разными людьми. "Эти люди понимали силу грамотности. И писали они очень хорошо, практически без ошибок", – сообщил New York Times один из участников проекта, профессор археологии древнего Востока Тель-Авивского университета Исраэль Финкельштейн.

 

Тот факт, что в отдаленном гарнизоне служило столько грамотных воинов, в ранге от командира до квартирмейстера, является, по мнению ученых, признаком широкого распространения грамотности среди евреев, живших в Израиле в конце эпохи Первого храма.

 

Вскоре после написания текстов, в 586 году до нашей эры, царь Навуходоносор завоевал Иерусалим, разрушил Первый храм и угнал евреев в вавилонское рабство. Подобного уровня грамотности Иудея вновь достигла уже в эллинистический период, в конце третьего века до нашей эры.

 

Исследователи посчитали, что если в насчитывающем несколько десятков воинов отдаленном гарнизоне было столько грамотных, то среди 100.000 еврейских жителей Иудеи читать и писать умели тысячи человек. Ученые в связи с этим высказали предположение, что, возможно, в то время могла быть создана часть книг, вошедших в канонический текст Ветхого завета.

 

Вопрос о времени написания Библии является одним из наиболее сложных в исследовании Писания. Согласно общепринятой версии, Пятикнижие было создано после возвращения из Вавилонского пленения, поскольку ранее, как считалось, не было достаточного для подобной работы числа грамотных иудеев.

 

Критики исследования отмечают, что даже если ученым удалось доказать, что накануне падения Иерусалима многие евреи умели читать и писать, делать на этом основании далеко идущие выводы о датировании Библии преждевременно. Они отмечают, что среди найденных табличек нет ни одной, которая бы содержала фрагмент Библии. Противники гипотезы уверены, что создание религиозного текста требует более высокого уровня владения языком, чем написание списка покупок для армейской кухни.

Тэги: Израиль, археология

<< назад

версия для печати