Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Организация учебного процесса и его особенности в регионе     

 

Необходимо отметить, что процесс обучения проходил в школах Общества на арабском языке, тогда как русский язык, во всяком случае в теории, оставался обязательным предметом. Согласно «Объяснительной записке к смете……. » л. 3 об., русский язык вводился в качестве обязательного тогда, когда в школах были русские преподаватели, или же арабы, закончившие учительские семинарии в Назарете или Бет-Джале.   

 

Все школы, как и обе Семинарии, находились под постоянным контролем Общест­ва. Школьные программы, как это будет показано чуть ниже, составлялись с учас­тием известных ученых того времени - И.Ю. Крачковского, А.А. Дмитриевского и других. Важно также отметить, что программы писались с учётом специфики арабских стран и национального характера жителей региона.       

 

Женская школа Императорского Православного Палестинского Общества и детский сад при ней в Назарете © Иерусалимское отделение ИППО

Женская школа Императорского Православного Палестинского Общества и детский сад при ней в Назарете

© Иерусалимское отделение ИППО

 

 

Обратимся теперь несколько подробнее к информации об учительских семинариях Общества в Назарете и Бет-Джала. Количество учеников в них было стабильно - 40 и 49 соответственно. По официаль­ным спискам служащих Общества[1] видно, что количество преподавателей в семина­риях было относительно большим - 8 в Бет-Джале и 9 в Назарете. Для сравнения необходимо указать, что в обычных деревенских школах количество преподавателей как правило не превышало двух. Что же касается учительских семинарий, то половина работавших в них преподавателей была из России. Другую их часть составляли арабы, окончившие эти семинарии. Подобное соотношение количества учеников и преподавателей на деле оптимальное сочетание для усвоения достаточно обширной программы курса.   

 

В отчёте по поводу семинарии в Назарете[2] перечислены следующие предметы: Закон Божий, арабский язык, русский, греческий, история, география, арифметика, геометрия, арабское чистописание, русское чистописание, рисование, пение, труд. Программа семинарии в Бет-Джале была практически такой же, хотя в отчёте программы, изучавшиеся в этом учебном заведении, не выделены отдельным списком.[3]   

 

А.Е. Крымский скептически отзывался об учебной программе Бет-Джальской семинарии. В письме адресованном сестре, собиравшейся судя по всему отправить­ся на Ближний Восток работать учительницей, он пишет: «А школы здешние, не исключая и Бет-Джальской у Вифлеема, с программой неважной». Далее в письме перечисляются изучаемые предметы.[4] . От себя здесь хотелось бы отметить, что подобные оценки определяются «точкой отсчёта». Мы не знаем, с какими программами сопо­ставлял А.Е. Крымский программы Бет-Джальской семинарии.   

 

Для сравнения отметим, что програм­мы рядовых школ Общества в Палестине и Сирии могли ограничиваться в основном следу­ющими тремя предметами - Законом Божьим, арабским языком и трудом.[5]   

 

Среди преподавателей школ Общества были и будущие русские ученые-арабисты: Д.В. Семёнов, преподаватель семинарии в Назарете, в последствии автор «Хресто­матии по сирийскому диалекту»; М.М. Измайлова, преподавательница образцовой школы для девочек в Назарете, изучавшая позже арабские диалекты Средней Азии. Здесь уместно привести слова одной из учениц русских школ Палестинского общест­ва - К.В. Оде-Васильевой, которая была потом профессором арабского языка в Ле­нинградском университете. Она писала об одной из преподавательниц:   

 

«Я хочу воздать должное человеку, который познакомил нас, арабских девочек, с историей арабов, - Елизавете Ивановне Голубевой, дочери рязанского священника. Она, как все наши учителя и воспитатели, старалась привить любовь к нашему языку, литературе и народу. Она нашла возможным изучить историю халифата и прочесть нам двухгодичный курс по этому предмету».[6]   

 

Отметим, наконец, ещё одну особенность организации учебного процесса в школах Общества, - сезонные колебания числа учащихся. Н.В. Кохманский  описывает это явление применительно к школе для девочек в Дамаске (Медане) отмечая, что аналогичные проявления случались во всех школах Общества.   

 

Женская школа Императорского Православного Палестинского Общества и детский сад при ней в Сирии в Дамаске © Иерусалимское отделение ИППО 

Женская школа Императорского Православного Палестинского Общества и детский сад при ней в Сирии в Дамаске

© Иерусалимское отделение ИППО

 

Н.В. Кохманский пишет по поводу школы для девочек, находившейся в Дамаске (Медане): (АВ ИВР РАН. Ф. 120. Оп.1. Д. 178. Л. 24) «Обращает также на себя внимание резкая убыль воспитанниц с каждой старшей группой: так в детском саду 130 маленьких детей, среди коих 40 мальчиков, в 1-ой группе 40 учениц, во 2-ой - 30; в 3-ьей - 19; в 4-ой всего 4 и в 5-ой также 4. Иными словами, родители охотно посылают своих детей, пока они малы, в бесплатную школу Палестинского Общества,[7] где за ними отличный надзор и где их учат не только читать, считать, молиться, но даже моют и чешут перед тем, как пустить в класс, но по мере подрастания их удерживают более бедные для домашних забот, а более состоятельные отдают в училища высшего типа, конечно, инославные».   

 

© А.Г. Грушевой

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН (Сектор Ближнего Востока)

Материал прислан автором 11 сентября 2014 г. порталу Иерусалимского отделения ИППО

Примечания

 



[1] Подобные списки публиковались в приложениях к некоторым томам Сообщений Императорского Православного Палестинского Общества, выходивших в свет до начала первой мировой войны.
[2] Источник информации - Сообщения Императорского Православного Общества Т.З 1892, С. 513-583 (о семинарии в Бейт-Джала), С. 641-672 (о семинарии в Наза­рете), Информация о программах семинарии в Назарете  С. 645-646.
[3] О Бейт-Джальской семинарии и в особенности об изучавшихся там предметах см.: Седьмой Отчёт Императорского Православного Палестинского Общества за 1888-1889 годы. Спб., 1891. С. 536-560.
[4] Крымский А. Е. Письма из Ливана 1896-1898. М. 1975. С. 114-115.
[5] Седьмой Отчёт…….. Спб. 1891. С. 704.
[6] Оде-Васильева К. В. Взгляд в прошлое // ПС. Вып. 13 (76) М. 1965. С. 175-176.
[7] Ср. также РНБ ОР. Ф. 253. Д. 36. Л. 4 об: «Ни за обучение, ни за учебные книги и принадлежности в школах Палестинского Общества плата не взимается. Устройство школьных домов и их ежегодный ремонт возлагается на местные православные Общины, а инвентарь и инвентарь и вся обстановка приобре­таются на средства Палестинского Общества».

версия для печати