Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Научная деятельность Общества         

 

Благодаря регулярным выходам Палестинского сборника, всемирное признание получила научная деятельность Общества. По мысли основателя Палестинского Об­щества, В.Н. Хитрово, эта деятельность должна была быть подчинена задаче ду­ховного руководства русскими паломниками. Он писал: «Ещё более беспомощны наши паломники в духовном отношении. Стыдно сказать, что русский паломник, желающий купить в Иерусалиме евангелие на родном языке, принуждён его покупать в лондонской библейской лавке... необходимым средством является ознакомить русских со Святою Землёю и заинте­ресовать ею, для этого является необходимым для Общества заняться издательской деятельностью и, насколько можно, способствовать ученым исследованиям и изысканиям».[1]   

 

Научная и издательская деятельность Общества проходила по нескольким направ­лениям: собственно научно-издательская, издательская и научно-популярная. Эту рабо­ту организовывало и направляло Отделение учёных изданий и исследований Общест­ва, председателем которого долгие годы, как уже отмечалось выше, был академик В.В. Латышев. Общество обращалось к лицам соответствующих специальностей, ко­мандируя их с археологическими, археографическими и тому подобными целями на Ближний Восток.   

 

Василий Васильевич Латышев © Иерусалимское отделение ИППО

Василий Васильевич Латышев

© Иерусалимское отделение ИППО

 

Так. А.В. Елисеев был послан для изучения и описания древнего сухопутного пути русских паломников в Святую Землю через Кавказ,  Малую Азию  и  Сирию.[2]

 

Доктор А.В. Елисеев. © Иерусалимское отделение ИППО

Доктор А.В. Елисеев.

© Иерусалимское отделение ИППО

 

 

Известный византинист П.В. Безобразов ездил с целью отыскания древних греческих рукописей. А.А. Цагарели был отправлен в Палестину для знакомства с памятниками грузинской старины и для описания грузинских рукописей, хранящихся на Синае.[3] По заданию Общества А.И. Пападопуло-Керамевс сделал описание 1900 рукописей иерусалимской патриаршей библиотеки.[4] В 1883 году по инициативе и на средства Об­щества глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Антонин (Капустин) начал археологические раскопки в русском месте близ храма Воскресения Христова в Иерусалиме, в результате которых были предположительно открыты остатки древних городских стен Иерусалима, так называемой «второй стены», воздвигнутой Нехемией в 445 году до н.э. и порог «Судных врат», ведших за город.

 

Освящение Порога Судных врат совершил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). Фото монаха Тимона. 11 марта 1891 г.

Освящение Порога Судных врат в будущем Александровсокм подворье в старом городе Иерусалима

совершил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

архимандрит Антонин (Капустин). Фото монаха Тимона. 11 марта 1891 г.

 

Иконостас церкви св. благ. Александра Невского. @ Все права защищены. Иерусалимское отделение ИППО. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Иконостас церкви св. благ. Александра Невского

на Александровском подворье в Иерусалиме

 

На месте раскопок, на средства Палестинского Общества была впоследствии сооружена церковь Св. Александра Невского.   

 

Павел Владимирович Безобразов (1859–1918) © Иерусалимское отделение ИППО

Павел Владимирович Безобразов (1859–1918)

© Иерусалимское отделение ИППО

 

Александр Антонович Цагарели (1844–1929) © Иерусалимское отделение ИППО

Александр Антонович Цагарели (1844–1929)

© Иерусалимское отделение ИППО

 

 

По инициативе Общества в 1891 году была организована научная экспедиция в Палестину и Сирию, во главе которой стоял известный археолог, византинист и исто­рик искусства Н.П. Кондаков. По материалам этой экспедиции им было написано исследование «Археологическое путешествие по Сирии и Палестине»[5]. Русские исследователи вели также раскопки на участке в Иерихоне, принадлежащем Русской Ду­ховной Миссии, где были обнаружены остатки монастыря VI в., в Бет-Захаре на пути к Хеврону, Тивериаде, где были обнаружены древние руины набережной города. Результаты всех научных предприятий публиковались также в выпусках Палестинского Сборника и Сообщениях Палестинского Общества.[6]   

 

Никодим Павлович Кондаков (1844–1925) © Иерусалимское отделение ИППО

Никодим Павлович Кондаков (1844–1925)

© Иерусалимское отделение ИППО

 

 

Издательская деятельность Палестинского Общества получила всемирное призна­ние благодаря выпускам Палестинского сборника, старую, дореволюционную серию которого составляют 62 выпуска. В Палестинском сборнике были напечатаны все 12 древнерусских паломничеств в Палестину допетровского времен... в том числе такие широко известные памятники, как «Житие и хождение Даниила, Русский земли игуме­на». «Хождение купца Василия Позднякова», «Проскинитарий Арсения Суханова». В Палестинском сборнике изданы оригиналы и переводы с прекрасными научно-иссле­довательскими комментариями 4 латинских и 11 греческих «хождений». В их публикациях принимали участие известнейшие учёные того времени: В.Г. Васильевский, Г.С. Дестунис, И.Г. Троицкий, X.М. Лопарёв, А.И. Пападопуло-Керамевс, И.В. По­мяловский, П.В. Безобразов, В.В. Латышев, Н.Я. Марр.[7] Пятидесятый выпуск  Палестинского Сборника представляет собой четырехтомный труд Н.А. Медникова «Палестина от завоевания её арабами до крестовых походов», который представляет собой предмет особой и справедливой гордости русской арабистики.   

 

Иван Гаврилович Троицкий (1858–1929) © Иерусалимское отделение ИППО

Иван Гаврилович Троицкий (1858–1929)

© Иерусалимское отделение ИППО

 

Николай Яковлевич Марр (1865–1935) © Иерусалимское отделение ИППО

Николай Яковлевич Марр (1865–1935)

© Иерусалимское отделение ИППО

 

 

Печатным периодическим органом Палестинского Общества были Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества, в которых находила отра­жение вся многогранная деятельность Общества.   

 

При Палестинском обществе действовал научный кружок, называвшийся «Собесе­дования по научным вопросам, касающимся Палестины, Сирии и сопредельных стран», председателем которого был академик П.К. Коковцов.   

 

Представление о деятельности этих собраний дают билеты-приглашения на заседа­ния кружка, сохранившиеся в архиве П.К. Коковцова. (Спб. филиал Архива РАН, фонд 779), а также некоторые публикации в Сообщениях Палестинского Общества. [8]

 

© А.Г. Грушевой

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН (Сектор Ближнего Востока)

Материал прислан автором 11 сентября 2014 г. порталу Иерусалимского отделения ИППО

 

 

Примечания



[1] Цитируется по следующему изданию: Дмитриевский А.А. Палестинское об­щество… С. 216.
[2] Результаты путешествий А. В. Елисеева были обобщены им в следующих рабо­тах: Елисеев В. А. С русскими паломниками на Святой Земле весною 1884 года. (Очерки, заметки и наблюдения). СПб., 1885; Поперёк Малой Азии и сухопутная дорога в Святую Землю доклад читанный доктором А. В. Елисеевым в заседа­нии 14 февраля 1887г. // Отчёт Православного Палестинского Общества за 1886.1888 годы. СПб. 1888. С. 39-114.
[3]  Издание его работы - Цагарели А. А. Грузинские памятники в Святой Земле и на Синае. СПб., 1884.
[4] Опубликовано в 1891 году. О деятельности А.И. Панадопуло-Керамевса см. подробно - Дмитриевский А.А. А. И. Пападопуло-Керамевс и его сотрудничест­во в научных изданиях Императорского Православного Палестинского Общества. (По личным воспоминаниям и документальным данным). СПб., 1914.
[5] Опубликовано – СПб. 1904.
[6] См., например: Марр Н.Я.. Предварительный отчёт о работах на Синае, веденных в сотрудничестве с И. А. Джаваховым, и в Иерусалиме, в поездку 1902г. (апрель-ноябрь) // Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества т. 14. 1903. Ч.II. №1, С. 1-51; Пападопуло-Керамевс А.И.. Христианские надписи из ущелья Хузива, собранные в 1889 году. // Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества, т. 14, 1903. ч. II, №1. С. 181-226.  Беляев Л.А. Традиция русских археологических исследований в Святой Земле // ПС. Вып. 105 (2007) С .43-56.
[7] См., например: Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о Святых местах Палестины конца XII века изданное в подлиннике и в русском переводе И.Г. Троицким. // Палес­тинский сборник, том VIII выпуск второй, СПб. 1889; Три греческие безымянные проскинитария XVI века изданные с предисловием А.И. Пападопуло-Керамевсом и переведённые Г.С. Дестунисом. // Палестинский сборник, том XVI, выпуск первый. СПб. 1896; Проскинитарий по Иерусалиму и прочим Святым местам без­ымянного начала XVII века изданный в первый раз, с предисловием и русским переводом П. В. Безобразовым // Палестинский сборник, том XVIII. выпуск тре­тий. СПб. 1901
[8] См., См., например, подробный отчёт о целой серии таких собеседований в 12-ом то­ме Сообщений Палестинского Общества, (т. 12. 1902. Ч. II., №1. С. 1-71.)

версия для печати