Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Учреждения Палестинского Общества в Палестине.

Паломники в Палестине и восприятие Палестины в России     

 

Благодаря целой системе отчётов, которые регулярно публиковались, мы имеем возможность составить полное представление о всех сторонах деятельности Общества. Как уже отмечалось, одной из важнейших задач оно считало организацию путешествий русских паломников в Палестину, а также обслуживание их во время пребывания в  Святой Земле.[1] Для облегчения долгого пути в Палестину Общество заключило специальные соглашения о льготных тарифах для паломников с железными дорогами на территории России, а также – с РОПИТ – Русским Обществом Пароходства и Торговли, которое обеспечивало провоз паломников на кораблях от Одессы до Яффы и обратно. Льготные тарифы действовали как территории России, так и вне территории Империи, во время морской части пути.[2]   

 

Объявление Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ) © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Объявление Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ)

© Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО    

 

В 1883 году Общество организовало конкурс на составление лучшего путеводителя по Святой Земле для паломников. Такая книга была написана В.Я. Михайловским.[3] В том же 1883 году Общество послало в Палестину путешественника, учёного и врача А.В. Елисеева, чтобы он составил отчёт о жизни и потребностях русских паломников в Палестине, который был составлен и прочитан во время специального заседания Общества 18 октября 1883 г.[4] Под влиянием этого доклада было принято решение о строительстве в Палестине специальных гостиниц для русских паломников. Дело в том, что Палестинское Общество, как и Русская Духовная Миссия, стало приобретать земли в Палестине, однако это можно было сделать только косвенным путём, ибо в Османской империи Палестинское Общество юридическим лицом не признавалось. В документах собственниками земель Общества были обозначены работавшие в нём местные жители. Соответствующие документы опубликованы в большом количестве в первом и втором томах неоднократно упоминавшегося сборника «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Там помещён и общий сводный каталог всей русской недвижимости в Палестине помещён в первом томе документов «Россия в Святой Земле».[5]   

 

В последние годы XIX-го века подворья Палестинского Общества в Иерусалиме могли принять 2000 человек, однако, по свидетельству А.Е. Крымского, во время Пасхи на территории подворья собиралось до 10.000  человек.[6] Подворья Общества имели в начале XX-ого века множество подразделений – свою прачечную, склад, цистерны с питьевой водой, булочную, котельную, столовую и баню.   

 

Русские православные паломники во время молебна на русских постройках в XIX веке. © Фотоархив православного научно-просветительского Общества «Россия в красках» в Иерусалиме

Русские православные паломники во время молебна на русских постройках в XIX веке.

© Фотоархив православного научно-просветительского Общества «Россия в красках» в Иерусалиме

 

 

Подворья имели три «разряда» приёма разных паломников. В самом дешёвом, третьем «разряде» плата за день составляла 13 копеек. Сюда включалась – плата за проживание, стоимость скромного обеда, а также – горячей воды для чая. Стоимость проживания по первому и второму «разряду» составляла 4 и 2 рубля соответственно. Подворья Общества существовали в начала XX-ого века также в Назарете и  Хайфе.[7]   

 

Для того, чтобы оценить деятельность Общества в этом направлении, необходимо подчеркнуть, что уровень коммунального хозяйства Палестины начала века был весьма низким. Нечистоты вывозились на ослах, а основным источником питьевой воды была собираемая в цистерны дождевая вода. Эти условия, естественно, провоцировали заболевания и Общество вынуждено было содержать также и несколько лечебниц, обслуживаемых русским персоналом. Лечебницы были в Иерусалиме, Назарете, Вифлееме и Бейт-Джале, рядом с Иерусалимом. В Иерусалиме был также русский госпиталь, основанный в 1862-1863 годах, способный принять до 40 больных. Важно отметить, что лечение в госпитале и лекарства в лечебницах Общества были бесплатными.  

 

Обслуживание паломников включало в себе также организацию специальных паломнических караванов с гидами-проводниками для посещения Иерусалима, окрестностей Иерусалима и других мест в Палестине. Каждый день в подворьях Общества организовывали  также чтение религиозной литературы и продажу за умеренную цену такой литературы, как и икон.   

 

Деятельность Общества в обслуживании паломников дополнялась своего рода идейной подготовкой этих путешествий. Издания типа – «Деятельность отделов Императорского Православного Общества в… (таком-то)… году» и некоторые отчёты Общества создают хорошее представление о деятельности епархиальных отделов Общества на территории Российской Империи.[8] Деятельность эта заключалась в организации лекций о Святой Земле, о задачах и деятельности Общества. Иногда такие лекции сопровождались демонстрацией фотографий. Судя по изданиям 1900-1903 гг., интерес к таким чтениям был велик и их посещало множество людей.   

 

В книге «Деятельность….за 1902-1903 гг.» есть небольшая глава (с. 10-14), озаглавленная «Члены Общества». В тексте отмечается уменьшение вступления в Общество новых членов. Объяснение этому предлагается следующее. В Общество попадали новые, случайные люди, не готовые регулярно платить членские взносы. Кроме того, в данном тексте делается – правда без указания деталей – на финансовые злоупотребления.   

 

Для понимания положения внутри отделений Общества на территории России многое даёт и отчёт за 1907-1908 гг. На с. 16; 31-32; 32-33 авторы данного издания ясно пишут, что уменьшение притока новых членов, ухудшение финансового положения Общества и падение интереса в обществе к деятельности Палестинского Общества объясняются политическими последствиями первой русской революции.   

 

Это ухудшение положения Общества не было, однако катастрофическим. Палестинское Общество дожило до Первой мировой войны и даже до конца 1917 года, сохраняя свою деятельность в полном объёме. Как будет показано ниже, в годы Первой мировой войны администрация Общества, а также некоторое количество заинтересованных людей близких к Обществу, разрабатывали серьёзные планы по поводу послевоенной реорганизации на Ближнем Востоке, о роли России и российской политики на Ближнем Востоке после окончания войны. Однако, этим планам не суждено было сбыться.          

 

Обратимся теперь к конкретным материалам, характеризующим паломничества и паломников. Доступные документы позволяют опре­делить, что количество паломников за год составляло в среднем от десяти до двадцати тысяч человек. Некоторую информацию о количестве паломников можно извлечь из Таблиц о движении паломников через Одессу.[9].

 

С 1 марта по 1 июня 1906 г. из Одессы в Яффу отправилось 378 человек; с 1 июня по 1 декабря 1906 г. - 1149 человек; с 1 декабря 1906 г. по 1 марта 1907 г. - 3636 человек. Ценная информация по данному вопросу есть также в статье В.Н. Хитрово «Какими путями идут русские паломники в Святую Землю»[10], содержащей немало статисти­ческих Таблиц. Для нас важнее всего таблица на с. 312 с указанием общего числа паломников за период 1883-1884 - 1898-1899 гг. Максимальное количество – 6128 человек в 1898-1899 г. Минимальное - 350 (1891-1892 гг.); средние цифры - от 2 до 4 тысяч (1883-1884 г. - 2145 чел.; 1894-1895 г. - 4164 чел.;1887-1888г.-2588 чел.  и т. д.)   

 

Красноречивые данные о русских паломниках в Палестину содержатся также в регулярно публиковавшихся Отчётах Общества.[11]  

 

 

1883

1884

1885

1886

1887

1888

2 месяца

1889

 

священно-

служители

21

46

45

61

64

68

18

дворянство

6

35

44

55

62

68

9

купцы

11

28

24

38

37

22

9

мещане

80

208

164

258

196

235

84

крестьяне

457

1097

1025

938

1328

1697

714

отставные

 

 

 

 

 

 

 

    

 

Приведённые цифры показывают очевидное преобладание среди паломников, по сравнению со всеми остальными классами общества, крестьян. Необходимо также отметить, что по мере возрастания уровня образования, количество паломников уменьшается – так,  количество паломников дворян во много раз меньше, чем паломников крестьян.   

 

Данные начала века подтверждают эти тенденции.[12]     

 

 

 

Количество паломников, остающихся в

Иерусалиме на 1 марта 1908 г.

Количество паломников, прибывших в Иерусалим между 1 марта 1908 г. и 1 марта 1909 г.

 

женщины

мужчины

женщины

мужчины

крестьяне

2652

909

3457

1769

мещане

209

66

352

212

дворяне

8

5

25

19

граждане

4

8

15

25

купцы

7

6

24

15

военные

83

5

14

7

разночинцы

10

12

46

49

 

 

Из Таблицы, которая на той же странице указанного издания и показывает возраст паломников, видно, что абсолютное их большинство относилось к возрастной категории 50-60 лет. Вторая по численности возрастная категория – 60-70 лет. Обращает также на себя внимание преобладание женщин во всех возрастных группах. Интересно отметить, что примерно 5 человек в год совершали паломничество в Палестину, будучи старше 90 лет.   

 

Пасхальное разговение на Сергиевском подворье ИППО. © Иерусалимское отделение ИППО

Пасхальное разговение на Сергиевском подворье ИППО в Иерусалиме. Фото конца XIX века.

© Иерусалимское отделение ИППО

 

 

Приведённые данные позволяют сформулировать следующий вывод. Самой распространённой фигурой среди русских паломников была женщина-крестьянка в возрасте от 50 до 60 лет. Наиболее редкими среди них были мужчины-дворяне. [13]   

 

Необходимо иметь в виду при всём то, что  процент паломников от общего числа населения Российской Империи в целом и от числа крестьянства в частности был ничтожно мал и смутное недоволь­ство своей жизнью побуждало идти паломником в Палестину очень немногих. Иначе, видимо, и быть не могло, ибо, конечно, мало кто мог себе позволить оторваться на несколько месяцев от своего хозяйства даже и не из-за отсутствия денежных средств, а, в первую очередь, из-за обилия хозяйственных дел, требовавших ежедневного, пристального внимания и заботы.      

 

Услугами Палестинского Общества пользовалась даже в самые благополуч­ные годы его существования пользовалась ничтожно малая доля населения Рос­сии в целом и крестьянства в частности.     

 

© А.Г. Грушевой

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН (Сектор Ближнего Востока)

Материал прислан автором 11 сентября 2014 г. порталу Иерусалимского отделения ИППО

 

Примечания



[1] Обществом было издано множество книг и брошюр, содержащих большое количество разной полезной информации для паломников. Несколько примеров: Хитрово В. Н. Русские паломники Святой земли. СПб. 1905; Палеолог Ф. Русские люди в Обетованной Земле. Путевые наблюдения и впечатления. СПб. 1895.
[2] Весь путь русского паломника в Палестину и обратно, а также все проблемы, с которыми паломник мог столкнуться, описаны в книге Хитрово В.Н. Русские паломники Святой земли. СПб. 1905, в особенности же – на первых её страницах.
[3] См.: Дмитриевский А. А. ук. соч. С. 313.
[4] Со временем этот отчёт был переработан в книгу – Елисеев А. В. С русскими паломниками на Святой Земле весною 1884 года. (Очерки, заметки и наблюдения). СПб. 1885.
[5]  См. Россия в Святой земле. Документы и материалы. М., 2000, т. 1.  С.691-719.
[6] Крымский А. Е. История новой арабской литературы. М., 1971 С. 309, прим. 214.
[7] О стоимости услуг на подворьях Общества в Палестине см. специальную таблицу «Плата, взимаемая за помещение и продовольствие на Русских подворьях» в книге – Хитрово В. Н. Русские паломники Святой земли. СПб. 1905. С. 255. На С. 252-254 той же книги приведена информация о стоимости проезда на Афон и в Палестину для паломников. Аналогичная информация – Сообщения Императорского Православного Палестинского общества, т. XV, приложения, 1905. С. 128-132.
[8] В данном случае использованы следующие издания – Деятельность…..в 1900-1901 гг. СПб., 1901; Деятельность….. в 1902-1903 гг. СПб., 1904; Отчёт Императорского Православного Общества за 1907-1908 гг. СПб., 1909. Посвящён полностью деятельности отделов Палестинского общества в России номер «Сообщений…» за июль-ноябрь 1900 г. См. также «Сообщения…..». т. XVII, 1907. Вып. 3 и 4. С. 523-578.
[9] Использовано следующее издание – Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества, т. XVIII, 1906-1907. С. 203, 361, 671.
[10] Сообщения ИППО т. XII, 1901. С. 303-327.
[11] Приводимые ниже материалы взяты из издания Седьмой Отчёт Императорского Православного Палестинского Общества за 1888-1890 гг. СПб. 1891г. Вторая из приведённых на этой странице Таблиц отражает социальную стратификацию паломников:
[12] Приводимые ниже сведения о паломниках за 1908-1909 гг. взяты из следующего издания – Отчёт Православного Палестинского Общества за 1908-1909 гг. и 1909-1910 гг. СПб., 1912. С. 112.
[13] Социологией русских паломников в Святую Землю по сути . никто никогда не занимался. Эта тема затронута лишь слегка в  статье Коптилиной С.В. Проблема святых мест во внешней политике России // ПС., вып. 31. М. 1992 С. 131-133. Автор приводит таблицы, показывающие распределение паломников по сословиям и возраст паломников. Из старых работ можно отметить – Хитрово В.Н. Русские паломники Св. Земли. СПб., 1905. Интересные данные приводит Лисовой Н.Н.  Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX вв. М., 2006.  С. 346-358.

версия для печати