Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Итоги деятельности Общества до 1917 года     

 

Палестинское Общество пережило относительно благополучно первую мировую вой­ну, революции и гражданскую войну и просуществовало до 1936-1937 гг., когда фак­тически жизнь его замерла, возродившись вновь в 1951 году. Детальное описание ис­тории Палестинского Общества в советское время содержится в книге «Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге», в статье «Императорское Палестинское об­щество (по петербургским архивам)»[1] (с. 134-156 указанной книги). Вот почему здесь повторное изложение этих же фактов представляется здесь излишним.   

 

В заключение,  однако, хотелось бы процитировать один документ,  написанный в октябре 1921 года Ф.И. Успенским. Фёдор Иванович следующим образом, в весьма точных словах подводил итоги деятельности Палестинского Общества за весь предшествующий период его существования.   

 

«Деятельность Палестинского Общества обнаружилась в весьма ценных и столь разнообразных приобретениях как научных, так и материального характера, что она не может не внушить к себе уважения и признательности.   

 

При подведении итогов этой деятельности нужно иметь в виду, что Палестинское Об­щество работало на чужбине в условиях далеко не благоприятных для достижения предло­женных целей, а в постоянной борьбе с враждебными к нему отношениями как со стороны местного духовного и светского правительства, так и иностранных учреждений и заведующих ими лиц с завистью и недоброжелательством относившихся к русскому делу. Нужно при этом помнить, что на Востоке это было единственное русское насаждение, пытавшееся дать твёрдую постановку государственно-народным русским интересам.»[2]   

 

При всей очевидной правильности слов Ф.И. Успенского[3], сейчас, через 91 год, значение деятельности Палестинского Общества на Ближнем Востоке представляется необходимым уточнить по ряду вопросов, учитывая также соображения А.А. Дмитриевского, сформулированные им в марте 1915 г[4].   

 

Прежде всего, следует отметить то, что Императорское Православное Палестинское Общество до 1917 года было своего рода координирующим центром работы многих известных специалистов разных направлений – и историков, и археологов, и искусствоведов[5]. Факты, таким образом, показывают, что поддержка Императорским правительством гуманитарной науки всегда оставалось одним из приоритетов Российской Империи. Конечно, поддержка эта не была совсем бескорыстной и во многом объяснялась политическими целями – стремлением закрепиться на Ближнем Востоке, заботой о распространении Православия, но и в этих условиях выделяемых государственных средств хватало на проведение серьёзных научных изысканий и их публикацию как в Палестинском сборнике, так и в других изданиях Академии наук. При этом задержек с публикациями не было[6].   

 

При оценке деятельности Палестинского Общества до 1917 года с особым сожалением следует упомянуть два проекта, к сожалению оставшиеся лишь на бумаге и не воплощённые в жизнь из-за чисто политических причин.   

 

О первом проекте известно очень немного. Между 1904 и 1912 годами среди исследователей, связанных с Обществом, обсуждался проект Русского Археологического Института в Афинах. Судя по всему, невозможность его осуществления очевидной ещё до Первой мировой войны[7]. Не исключено, что невозможность открытия Русского Археологического Института в Афинах косвенно связана с открытием аналогичного Института в Константинополе. Существенным же аргументом в пользу создания такого Института была не только наука, но и политика[8]. С этой точки зрения наличие русского института в Константинополе представлялось гораздо более важным.     

 

Чуть дальше продвинулся проект создания Комитета или Общества Палестиноведения в Петербурге, а также -  Русского Археологического Института в Иерусалиме. Предполагалось, что Комитет и работающий под его руководством Институт станут центрами комплексного научного изучения Палестины и всего того региона, в котором на Ближнем Востоке работало Палестинское Общество. Все документы о Комитете Палестиноведения и Институте в Иерусалиме датируются 1915 годом. Сейчас, когда ход последующих событий хорошо известен, остаётся только предполагать, что у авторов этого проекта в 1915 году, в годы Первой Мировой войны, не было ощущения, что до конца Российской Империи оставалось не более двух лет. Итоги Первой Мировой войны и революций в России в 1917 году сделали реализацию этих проектов невозможными[9].   

 

Очень важным итогом деятельности Палестинского Общества до 1917 года стали регулярно выходившие номера Палестинского сборника, где было опубликовано множество ценных научных трудов и источников по истории региона. Аналитический обзор публикаций Палестинского Общества приведён в статье Г.З. Пумпян (см. прим. 1). Роспись всех номеров Палестинского сборника приведена в книге А.В. Крылова и  Н.М. Сорокиной на стр. 50-80, но без указания страниц. Подробная роспись содержания всех изданий Палестинского Общества с указанием страниц составляет основное содержание неоднократно упоминавшегося выше Указателя Трудов Палестинского Общества (СПб., 2009).   

 

Наконец, при оценке деятельности Палестинского Общества нельзя не упомянуть и о многочисленных археологических раскопках в Палестине.[10].   

 

Говоря об итогах и значении деятельности Палестинского Общества, нельзя не упомянуть об одном факте, видном, правда, только по бухгалтерским документам Общества. Сметы доходов и расходов Общества, публиковавшиеся регулярно в виде отдельных книжек, легко позволяют определить, какие именно статьи расходов были приоритетными. Основной статьёй расходов Общества во все годы оставались не паломники и их обслуживание, не научные задачи, а нужды образования – то есть расходы на школы.  

 

© А.Г. Грушевой

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН (Сектор Ближнего Востока)

Материал прислан автором 11 сентября 2014 г. порталу Иерусалимского отделения ИППО

 

Примечания



[1] Опубликовано: СПб., 1995 под редакцией И. П. Медведева.
[2] Цитируется следующий документ: АВ ИВР РАН Ф.  120. Оп.1. Док. 6. Л. 3.
[3] Слова Ф.И. Успенского отражают лишь значение Палестинского Общества как организации, обеспечивавшей государственные, внешнеполитические интересы России в регионе.
[4] Использованное издание – документ № 116 – Записка секретаря ИППО А.А. Дмитриевского о научной деятельности Общества // Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том. 1. М., 2000. С. 350-356.
[5] Крылов А.В., Сорокина Н.М. Императорское Православное Палестинское Общество и отечественное востоковедение. М., 2007. С. 19-20; 26-32. См. также выше, раздел работы о научных изысканиях Общества, где упомянуты многие известные специалисты смежных гуманитарных наук, принимавших участие в заседаниях Общества.
[6] Публикации в Православном Палестинском Сборнике легко позволяют сопоставить время написания той или иной работы и время её опубликования.
[7] См. подробно конец первой части работы К.Н. Юзбашяна «Палестинское общество. История становления. Часть 1.», а также особо прим. 77 к тексту этой первой части. По версии текста, размещённой на сайте Палестинского Общества, речь идёт о с. 5).
[8] Горянов Б.Т. Ф.И.Успенский и его значение в византиноведении // ВВ. 1947. С. 83.
[9] Документы, касающиеся проекта Комитета Палестиноведения и Русского Археологического Института в Иерусалиме, издавались и комментировались многократно. См. например – документ Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т.1  М., 2000, №114. Доклад Е. П. Ковалевского «Русские научные интересы в Палестине». С.339-349; Грушевой А.Г. Императорское Палестинское общество (по петербургским Архивам.) // Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. Под редакцией И.П.Медведева. СПб., 1995. С. 137-138; Мещерская Е., Александр Мусин, Пиотровский М. Б. Русская археология в Святой Земле (некоторые итоги и перспективы) // История Древней Церкви в научных традициях XX века. СПб, 2000. С. 25-27; Лисовой Н.Н. Русское политическое и духовное присутствие в Святой Земле и на Ближнем Восток в XIX – начале XX вв. М., 2006. с. 209-214.
[10] Подробный рассказ и анализ  Мещерская Е.Н., Александр Мусин, Пиотровский М.Б.  ук.соч.  С. 14-27

версия для печати