Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




История изучения     

 

Среди русских учреждений, работавших на Ближнем Востоке, особое место принадлежит Палестинскому Обществу. (До 1917 года и после распада СССР – Императорское Православное Палестинское Общество). Оно было основано в 1882 году с тремя основными задачами. Это – обслуживание русских паломников в Палестине; распространение православия среди местных жителей; научное изучение древностей Палестины и всего Ближнего Востока в целом.   

 

История Общества описана в настоящий момент по внешним своим признакам прекрасно, так как источники по его истории многочисленны, а изучение истории Общества насчитывает уже более ста лет. Общепринятой классификации этих документов нет, хотя по внешним характеристикам их легко разделить следующие три группы:

 

1) официальные документы Общества – журналы заседаний Совета Общества, отчёты о деятельности как Общества в целом, так и его отделов в различных губерниях, законы общегосударственного значения, касающиеся Общества;

 

Отчет Императорского Православного Палестинского Общества за 1908-1910 года

Отчет

Императорского Православного Палестинского Общества за 1908-1910 года

© Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

 

2) публикации Общества – Палестинский Сборник; Сообщения Палестинского Общества, Отчёты Общества о деятельности за год[1] .

 

Основная обложка сборника Архив и библиотека Сергиевского повдорья в Иерусалиме © Иерусалимское отделение ИППО

Основная обложка Сообщений ИППО

Фотоархив © Иерусалимского отделения ИППО

 

 

3) Воспоминания людей, так или иначе причастных к деятельности Общества[2]   

 

 

Державные защитники и покровители Святой Земли и Августейшие паломники у Живоносного Гроба

 

Державные защитники и покровители Святой Земли и Августейшие паломники у Живоносного Гроба

А. А. Дмитриевский

Речь, произнесенная в присутствии Их Величеств и Высочайших Особ в торжественном заседании Императорского Православного Палестинского Общества

21 Мая 1907 года в Петергофе

Брошюра из архива Сергиевского подворья

Императорского Православного Палестинского Общества

 

 

Все работы по истории Общества можно условно разделить на две группы. Более многочисленна та, авторы которой рассматривают Императорское Православное Палестинское Общество по преимуществу в рамках истории Православия и Православной Церкви. Сравнительно немного иных работ, авторы которых рассматривают историю Общества с академических позиций, видя в ней не только историю Православия, но также и внешнюю и внутреннюю политику России в целом.   

 

Начало изучения истории Общества восходит к 1891 году, году публикации первого серьёзного обобщения всех сторон жизни Общества за девять лет[3]. Первой обстоятельной  монографией по истории Общества была книга А.А. Дмитриевского, написанная в 1907 году, которая содержала систематизированное изложение предыстории Общества, обстоятельств его возникновения и первых лет существования, до 1889 года[4]. Судя по заголовку, А.А. Дмитриевский собирался продолжить свою работу по систематическому изложению истории Общества, однако эти планы не осуществились. Книга эта переиздана в 2008 году в издательстве Олега Абышко со вступительной статьей и послесловием Н.Н. Лисового[5].    

 

А. А. Дмитриевский

А. А. Дмитриевский

 

Впоследствии, до конца советской эпохи – на русском языке по истории Общества опубликовано только пять статей, четыре из которых были посвящены школам Палестинского Общества в Палестине и Сирии.[6]    Заметное оживление в изучении и истории Палестинского Общества, и в целом истории русского присутствия на Ближнем Востоке наступает после 1991 года.   

 

В 1991 году вышел в свет сборник архивных материалов – Сирия, Ливан и Палестина в описаниях российских путешественников, консульских и военных обзорах первой половины XIX века. М., 1991. Каждый раздел сборника предваряется обстоятельной вступительной статьёй.   

 

Автору данной работы уже доводилось писать краткий обзор содержания находящихся в Петербурге архивных документов по истории Палестинского Общества как дореволюционного периода, так и советского времени[7].   

 

Ценный сборник документов о русском присутствии в Палестине был опубликован в 2000 году под общим названием – «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». В двухтомнике собраны документы обо всех русских учреждениях, действовавших в Палестине на рубеже XIX-XX веков. Все документы взяты из архивных собраний, хранящихся в Москве.          

 

В первом томе издана подборка некоторых документов, отражающих деятельность Палестинского Общества. По сравнению с общим объёмом тома (721 стр.), документы о деятельности Палестинского Общества занимают сравнительно немного места – стр. 256-405. Другие разделы первого тома сборника показывают, что его составители особое внимание уделили земельным владениям Палестинского Общества – истории их приобретения, застройки и освоения. С сожалением приходится отметить тот факт, что организация просвещения арабского населения и научная деятельность членов Палестинского Общества интересовала составителей сборника лишь отчасти.   

 

Интерес представляет также номер культурно-просветительского журнала «Аль-Джазира» за 2000 год. Номер посвящён конференции по случаю 150-летия со дня основания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и 115-летию создания Императорского Православного Палестинского Общества в России (Назарет 29.11.1997). В журнале опубликованы – как можно полагать - сокращённые варианты докладов участников конференции.     

 

В 2000 году было опубликована весьма содержательная и интересно написанная работа К.Н. Юзбашяна «Палестинское общество. Страницы истории». Автор данной работы смог обнаружить четыре версии опубликованного текста. Она полностью опубликована в двух номерах «Исторического вестника» научном журнале Воронежско-липецкой патриархии, в номерах 2 (6) и 3-4 (2000 г.). Текст К.Н. Юзбашяна чётко делится на две части – история Палестинского Общества до 1917 г. и после 1917 года.   

 

Карен Никитич Юзбашян

Карен Никитич Юзбашян

Старший научный сотрудник ИВР РАН
доктор исторических наук
(06.01.1926 — 05.03.2009)

© Фото Института Восточных Рукописей

РАНСанкт-Петербург

 

 

Первая  часть этой работы, освещающая события до начала Первой мира января 1915 г, воспроизведена, кроме того, в Интерете на официальном сайте Палестинского общества по адресу http://ippo.ru/history/ippo/obz/9/.[8]  

 

Адрес второй части тот же, за исключением окончания – chast 2 html[9]. В этой своей версии работа К.Н. Юзбашяна снабжена большим количеством прекрасных фотографий археологических памятников Палестины. Отметим здесь, что не ясно, кто размещал тексты, и кто размещал фотографии на сайте. Вероятнее всего, фотографии принадлежат тому, кто размещал текст в Интернете, но не К.Н. Юзбашяну.  Источником всех Интернет публикаций является текст, опубликованный в журнале  Исторический вестник.     

 

Часть того же самого текста, являющаяся обзором деятельности Палестинского общества в советское время, опубликована в несколько иной редакции по отношению к исходной версии и с другим заглавием опубликован в качестве одного из приложений к указателю трудов Палестинского Общества[10]. Такое внимание к работе К.Н. Юзбашяна представляется совершенно закономерным и естественным, так как речь идёт об одной из лучших работ по истории Общества, написанных с академических позиций.       

 

Уже после 2000 года на русском языке были опубликованы два монографических исследования о Палестинском Обществе и его деятельности. Это – О.Махамид  - «Россия и Палестина. Диалог на рубеже XIX-XX веков» СПб., 2002, а также - Ямиленец Б.Ф. «Россия и Палестина. Очерки политических и культурно-религиозных отношений». М., 2003. По своей структуре обе работы во многом сходны, так как в обеих книгах кратко излагается история Общества на основе одних и тех же источников. Разница между исследованиями будет заключаться в степени подробности охвата источников, а также – в авторских предпочтениях.   

 

Так, Омар Махамид на примере судеб конкретных выпускников семинарий и школ Палестинского Общества прослеживает прежде всего роль школьных учреждений Общества в формировании арабской интеллигенции. Архивные материалы использованы в работе лишь незначительно. В его книге приводится краткий очерк истории и деятельности учреждений Палестинского Общества до 1917 года; описание просветительской деятельности Палестинского общества, а также прослеживаются судьбы четырёх палестинских писателей, выпускников школ Палестинского Общества.   

 

Работа же Б.Ф. Ямиленца написан прежде всего на архивных материалах, хранящихся в Москве. Архивные материалы, хранящиеся в Петербурге, им не использованы. Эта книга, написанная с академических позиций, является образцовым исследованием по истории Палестинского Общества и всех иных российских структур в Палестине.   

 

Тремя годами позже была опубликовано исследование Н.Н. Лисового, одного из составителей упомянутого выше двухтомника «Россия в Святой Земле…» под названием «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX вв.»[11] Исследование построено как обстоятельный комментарий к документам, опубликованным в 2000 г. Н.Н. Лисового, как и в 2000 году, интересует прежде всего история всех русских учреждений в Палестине, а также обстоятельства приобретения ими того или иного земельного участка. В составе книги есть подробный очерк (глава 7 – с 160-224 - о деятельности Палестинского Общества). Некоторые разделы книги Н.Н. Лисового размещены на официальном сайте Палестинского Общества. Н.Н. Лисовой является также автором общего обзора истории Палестинского Общества от момента основания до XXI века[12].   

 

Достаточно много материалов по истории Палестинского Общества опубликовано также в 105 и 106 выпусках Православного Палестинского Сборника (Соответственно – Москва, 2007, 2008). Значительную часть первого из этих сборников составляют материалы конференции «Иерусалим в русской духовной традиции». В 106-ом выпуске опубликованы выступления участников конференции, посвящённой Хождению игумена Даниила в истории русской церкви и культуры.   

 

В последние годы были опубликованы две работы, подводящие итоги научной деятельности Палестинского Общества до 1917 года. Прежде всего это публикация Е.Н. Мещерской, дьякона Александра Мусина и М.Б. Пиотровского об итогах  археологических исследований в Палестине, проводившихся российскими исследователями[13]. Чуть позже вышла книга А.В. Крылова и Н.М. Сорокиной, где рассматривается роль деятельности Палестинского Общества для отечественного востоковедения в целом. Авторы этой книги не ограничиваются характеристикой только археологических изысканий, но приводят также краткие характеристики важнейших научных публикаций в номерах Палестинского сборника, а также – деятельности известных российских востоковедов, связанных с Палестинским обществом[14].   Особого упоминания заслуживает вышедший в 2009 году вторым изданием указатель трудов Палестинского Общества с момента основания по 2007 год.[15] Помимо списка всех публикаций, осуществлённых под эгидой Палестинского Общества и тематических указателей к спискам публикаций, книга содержит в виде приложений несколько очень важных статей. Прежде всего это статья Н.Н. Лисового с обзором истории Общества до 1917 года[16]. Далее идёт великолепно написанная статья К.Н. Юзбашяна о деятельности Общества в советский период[17]. А.А. Долинина опубликовала в этом сборнике несколько важных документов, характеризующих деятельность И.Ю. Крачковского в Палестинском Обществе[18].   

 

К истории русского присутствия на Ближнем Востоке и деятельности Палестинского Общества в этой связи проявляли интерес исследователи во многих странах. Отметим прежде всего Палестинский Сборник № 31 (94), изданный в Москве, в. 1992 году. До половины материалов, опубликованных в этом номере, составляют работы по истории Палестинского Общества. При этом авторами наиболее важных исторических статей являются англичане, американцы и арабы, что показывает возросший международный интерес к этой проблеме.[19]   

 

После 1991 года в России, Европе, Америке и в арабских странах заметно увеличилось количество публикаций, так или иначе связанных с русским присутствием на Ближнем Востоке и с деятельностью как Палестинского Общества, так и иных организаций, представлявших интересы России. Здесь можно отметить сборник, выпущенный под эгидой Лиги Арабских стран – «Палестина, Россия: связь времён».[20] Сборник содержит две публикации – «К Истории Российского присутствия в Палестине» (с. 3-52)[21], а также – «Российское Православное Общество и его деятельность в Палестине в период 1882-1917 гг.». (С. 53-63). К сожалению, в обоих случаях автор публикаций не указан.   

 

Из англоязычных изданий, здесь можно также отметить каталог русских путешественников в Палестину с XII по XX века – Russian Travelers to the Christian East from the twelfth to the twentieth century.[22]   

 

Две серьёзные работы по истории русского присутствия на Ближнем Востоке во второй половине XIX-го века и в этой связи о Палестинском Обществе были написаны в шестидесятые годы прошлого века.   

 

В хронологическом плане первой является работа Теофаниса Георга Ставру о русских интересах в Палестине[23].   

 

Вторым таким исследованием является монография арабиста Дерека Хопвуда о русском присутствии на Ближнем Востоке[24].   

 

История Палестинского Общества привлекает к себе внимание исследователей и в Израиле. Часть таких работ доступна на русском языке. Так в 105-м выпуске Палестинского Сборника опубликована в русском переводе статья Шая Нехуштая, исследователя из Хайфы, о деятельности России в Палестине в конце Османского периода[25]. В статье содержится краткий обзор деятельности Общества, каковых, по мнению исследователя, насчитывалось шесть – церкви, монастыри, подворья и странноприимные дома, учреждения по обслуживанию местного населения, приобретение земель и недвижимости, учебные заведения[26].   

 

Большое количество материалов, как научных статей, а также документов и фотографий по истории Общества размещено также на официальном сайте Палестинского Общества.   

 

Что касается данной работы, то она написана с использованием всех доступных в настоящий момент в Санкт-Петербурге источников в основном проходящих мимо внимания исследователей.[27] Речь идёт о следующих  фондах и отдельных материалах по истории Палестинского Общества:

 

- прежде всего, это фонд 120 Архива Востоковедов, находящегося в Институте Восточных Рукописей РАН. Фонд содержит детальнейшую информацию по истории Общества в 1917-1936 гг. и некоторое количество документов, относящихся к периоду до 1917 года. Среди последних преобладают документы о школах Общества. Абсолютное большинство документов этого фонда обработано и описано идеально[28];

 

- фонд 253 в РНБ ОР  (архив А.А. Дмитриевского). Фонд содержит множество документов по истории Общества, а также работы самого А.А. Дмитриевского по истории Общества; - далее необходимо назвать несколько личных фондов с Санкт-Петербургском филиале Архива РАН. Там, в фондах В.В. Латышева, И.Ю. Крачковского и П.К. Коковцова можно найти большое количество документов по истории Общества.

 

© А.Г. Грушевой

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН (Сектор Ближнего Востока)

Материал прислан автором 11 сентября 2014 г. порталу Иерусалимского отделения ИППО

 

Примечания



[1] О публикациях Общества см. важный аналитический обзор Г.З. Пумпян – Пумпян Г.З. Издательская деятельность и публикации Императорского Православного Палестинского Общества (1881-2007) // Указатель трудов Императорского Православного Палестинского Общества 1881-2007. СПб., 2009. С. 360-437.
[2]. Об этих документах см., например: Оде-Васильева К. В. Мои воспоминания об академике И. Ю. Крачковском // ПС. Вып. 2, (64-65). М-Л. 1956. С. 127-128; Оде-Васильева К. В. Взгляд в прошлое // ПС., вып. 13, (76). М-Л., 1965. С. 171-176.
[3] Императорское Православное Палестинское Общество. Очерк его деятельности за 1882-1890 гг. Составил Е.Греков (Палеолог). СПб, 1891
[4] Дмитриевский А.А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века 1882-1907 гг. Историческая записка, составленная по поручению Совета Общества. Выпуск I. Русские учреждения в Св. Земле до 1889 г. СПб. 1907.
[5] Дмитриевский А.А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882-1905. Вступительная статья и послесловие Н.Н. Лисового. М. СПб. 2008. Вступление к книге (с. 5-72) представляет собой биографию А.А. Дмитриевского. Послесловие к книге это -  статья Н.Н. Лисового «Императорское Православное Палестинское общество: 125 лет служения Церкви и России» (с. 371-432). Эта же самая статья практически без изменений повторена в приложениях ко второму изданию  Указателя трудов Императорского Православного Палестинского Общества 1881-200г. СПб.2009.
[6] Старокадомский М.А. О культурно-просветительской деятельности Палестинского Общества на Ближнем Востке // ПС. Вып. 13, (76), М-Л. 1965. С. 177-184; Тихвинский С.Л. 90-летие Российского Палестинского Общества // ПС. Вып. 25(88) Л. 1974. С. 162-166; Шарафутдинова Р. Ш. Русско-арабские культурные связи (странички из истории русско-арабских школ) // ПС. Вып. 26 (89) Л. 1978 С. 54-59; Мещерская Е.Н. Юзбашян К.Н. Столетие Российского Палестинского Общества // ПС. Вып. 28 (91) Л. 1986 С. 3-9.
[7] Грушевой А.Г. Императорское Палестинское общество (по петербургским архивам ) //  Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. Под редакцией И.П.Медведева. СПб, 1995. С.134-156.
[8] Эта же первая часть размещена на сайте православных паломников – palomnic.org./ ippo. /h/1
[9] Обе части работы размещены в Интернете также и в библиотеке Якова Кротова – krotov.info/history/19/57/yuzb 01. html; 02.html.
[10] Юзбашян К.Н. Деятельность Российского Палестинского Общества в 1917-1991 гг. // Указатель трудов Императорского Православного Палестинского Общества 1881-200. СПб. 2009. С.324-343.
[11] Опубликовано – М., Индрик, 2006.
[12] Лисовой Н.Н. Императорское православное Палестинское общество. XIX-XX-XXI вв. // Отечественная история, 2007, №1.С. 3-22. Статья размещена также и в Интернете, на официальном сайте Палестинского Общества..
[13] Мещерская Е.Н., диакон Александр Мусин, Пиотровский М.Б. Русская археология в Святой Земле (некоторые итоги и перспективы) // История древней церкви в научных традициях XX века. СПб., 2000. С. 14-27.
[14] Крылов А.В. Сорокина Н.М. Императорское Православное Палестинское Общество и отечественное востоковедение. М., 2007.
[15] Указатель трудов Императорского Православного Палестинского Общества 1881-2007. СПб., 2009. 2-е изд. испр. и доп.
[16] Лисовой Н.Н. Императорское Православное Палестинское общество: 125 лет служения Церкви и России // Указатель трудов… С. 292-323.
[17] Юзбашян К.Н. Деятельность Российского Палестинского Общества в 1917-1991 гг. // Укзатель трудов… С. 324-343.
[18] Долинина А.А. И.Ю. Крачковский и Императорское Православное Палестинское Общество // Указатель трудов…. С. 344-359.
[19] Хопвуд Д. Русская просветительская деятельность в Палестине // ПС. Вып. 31 (94) М. 1992. С. 11-17;  Вейсенелл П. Сообщения русских крестьян-паломников о Палестине как отображение жизни русской сельской общины // ПС. Вып. 31 (94), М. 1992. С. 37-44; Салех Д. Просветительская деятельность России в Палестине // ПС., вып. 31 (94). М.1992. С. 138-147.
[20] Издано – М., 1993.
[21] Эту публикация содержит подробное описание земельных владений Палестинского Общества в Палестине.
[22] Опубликовано – Columbus, Ohio, 1986.
[23] Stavrou T.G. Russian Interests in Palestine 1882-1914. A Study of religious and educational Entreprise. Thessaloniki, 1963.
[24] Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine 1843-1914. Church and Politics in the Near East. Oxford, 1969.
[25] Нехуштай Шай. Деятельность России в Палестине в конце османского периода: собственность и учреждения. // ППС. Вып. 105. 2007. С. 155-163. В том же Палестинского сборника опубликованы следующие статьи – Горен Хайм. Россия в Палестине глазами немецких исследователей // ППС. 105. 2007 С.80-90; Карк Рут, Кац Итамар. Церковь и земли Церковь и местное окружение, Церковь и Империя: Русская и Греческая Православные Церкви в Палестине // ППС. 105. 2007. С.108-114; Рубин Рехав. Свидетельства нероссийских источников о русском паломничестве в Палестину в XIX в. // ППС. 105. 2007. С. 184-191; Фарад Фарук. Православная арабская община в Израиле: прошлое и настоящее // ППС. 105. 2007. С.200-205.
[26] Нехуштай Шай. Ук.соч. С. 156.
[27] Точно неизвестно, по какой причине некоторая часть документов Палестинского Общества не попала в РГИА фонд 809, а далее в Москву, в Архив Внешней Политики России, а осталась в Ленинграде, в архиве Востоковедов. Вероятнее всего, это объясняется тем, что часть членов Палестинского Общества после  революции 1917 года стали сотрудниками Института Востоковедения АН СССР и какая-то часть документов, относящихся к деятельности Общества, могла храниться у них дома.
[28] Это результат труда П.И. Прозорова, делопроизводителя Общества, которого привлёк к работе над документами В.Н. Бенешевич. Работал П.И. Прозоров в Институте Истории Материальной Культуры, расположенном сегодня в том же здании, что и Институт восточных рукописей, в составе которого находится Архив востоковедов. Не исключено, что какая-то часть документов дореволюционного периода, находящихся в фонде 120 Архива востоковедов, могла попасть в этот архив таким путём.

версия для печати