ИППО в Иерусалиме

Анонсы

 

Для очередного выпуска №  IX-X Иерусалимского вестника принимаются статьи

 

События

 

24 августа 2017 года исполняется 200 лет со дня рождения известного священнослужителя Русской православной церкви архимандрита Антонина (Капустина). Представляем вашему вниманию документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин), снятый в 2015 году телекомпанией «Сретение».

 

3 ноября 2015 года - исполнилось 10 лет созданию Иерусалимского отделения ИППО. Смотрите юбилейный фотоальбом 

 

Иерусалимское отделение ИППО к 10-летию своего создания подготовило очередной выпуск «Иерусалимского вестника»

 

Отчёт о деятельности Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества за 2015 год

 

Члены Иерусалимского отделения ИППО презентовали в Тель-Авиве книгу Д.К. Гейки «Святая Земля и Библия»

 

В Святой Земле состоялось отчетно-выборное собрание Иерусалимского отделения ИППО

 

Отчётный доклад председателя Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества о деятельности отделения в период с декабря 2010 по 2015 годы

 

Благодарность Президента Российской Федерации В.В. Путина председателю Иерусалимского отделения ИППО П.В. Платонову. 14 июня 2012

 

Проекты ИППО

 

К 10 летнему юбилею Иерусалимского отделения ИППО вышел в свет № VII-VIII Иерусалимского вестника

 

Иерусалимское отделение ИППО сотрудничает с израильским министерством по туризму

Иерусалимское отделение ИППО разместило в Интернете выпуски "Иерусалимского вестника" за 2012-13 годы


Иерусалимское отделение ИППО переиздало раритетную книгу Джона Гейки о Святой Земле

 

«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества

 

Последние обновления

 

 

Статьи и интервью

«Явление Святой Руси в европейском Петербурге» К столетию освящения Барградского Николо-Александровского храма. Д.Б. Гришин

 

Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря: акт исторической справедливости. А.М. Елдашев

 

Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. П.В. Платонов

 

"И гид, и страж, и друг". Черногорцы на службе проводниками у Императорского Православного Палестинского Общества. Л.Н. Блинова

 

Идентификация родственных связей Смоковницы Закхея посредством молекулярного анализа. И. М. Куликов, М. Т. Упадышев

 

Монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской долине. П.В. Платонов

 

Цикл статей П.В. Платонова о русских монастырях и храмах на Святой Земле

 

Русский паломник XIX века. Л.Н. Блинова

 

«Благодаря деятельности ИППО повышается международный авторитет России». Интервью с председателем Иерусалимского отделения ИППО П.В. Платоновым

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / История / История русского присутствия в Святой Земле / Императорское Православное Палестинское Общество. История / Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества в Государственном музее истории религии. П.В. Федотов

 

Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества

в Государственном музее истории религии

 

Введение. Собирание фотографий Ближнего Востока в XIX веке  

 

Первые значительные фотографические собрания начали формироваться уже спустя полтора десятка лет после изобретения фотографии в 1839 г. Рост туризма во второй половине XIX в. породил значительный спрос на фотографии исторических памятников и достопримечательностей. Большой популярностью пользовались снимки, сделанные в странах средиземноморского региона - Италии, Греции, а также в Турции, Сирии, Ливане, Палестине и Египте[1]. Собиранием фотографий активно занимались частные коммерческие организации – фотоателье и издательские дома (коллекция братьев Алинари, создавших в 1850-х гг. в Италии ателье и фотоиздательство, со временем превратилась в одно из крупнейших музейных фотографических собраний в мире - в 1880 г. в каталоге издательства числилось уже около 70000 снимков[2]). Фотомастерские стран Ближнего Востока также накапливали значительное количество фотографий. Крупнейшее в регионе ателье «Бонфис» в 1870-х гг. предлагало покупателям 15000 снимков.

 

Фотография оказалась также востребована в качестве документа, фиксирующего различные работы. С 1860-х гг. фотосъёмку стали применять научные организации, проводившие археологические исследования на Ближнем Востоке. В 1866-1870 гг. археологические экспедиции в Палестину с участием фотографов организовал английский Фонд исследования Палестины (P.e.f.). В странах Ближнего Востока фотографии также использовали для фиксации строительных работ и различных мероприятий.

 

Развитие технологий способствовало распространению в конце XIX в. любительской фотографии, внесло свежую струю в фотосъёмку. Непрофессиональные фотографы делали снимки памятников Ближнего Востока с непривычных ракурсов, выбирали необычные темы для съёмки.

 

Таким образом, к концу XIX в. сформировались значительные массивы фотографических материалов, посвящённых Ближнему Востоку: фотографии профессиональных ателье, ориентированных на туристов, фотографии с фиксацией различных работ и мероприятий, созданные по заказу организаций и, наконец, любительские снимки.

 

В конце XIX – начале XX вв. в числе наиболее активных собирателей фотографий, посвящённых ближневосточному региону, оказалось русское Императорское Православное Палестинское общество (ИППО). В 1894 г. был издан первый каталог фотографических снимков Палестинского общества, подготовленный делопроизводителем ИППО Владимиром Дмитриевичем Юшмановым (более 3 200 отпечатков)[3]. К 1900 г. в фотографическом собрании ИППО находилось более 4 500 отпечатков. К 1913 году общая численность коллекции превысила 7 400 фотографий (более 6 700 относились к ближневосточному региону,  свыше 600 были сделаны в Греции и Италии – в частности, фотографии из собрания Габриеля Милле). В 1913-1914 гг. коллекция ИППО пополнилась снимками Никольских храмов из многочисленных епархий Российской империи (более 2500 отпечатков). Фотографии были собраны по просьбе князя А.А.Ширинского-Шихматова, председателя Барградского комитета ИППО, для экспонирования в музее при русском подворье ИППО в Бари[4].

 

Общепринятое название коллекции фотографий, собранных ИППО, - «Палестинская коллекция».    

 

1.   Фотографии русских построек, учебных заведений и паломников из России,

сделанные на Ближнем Востоке по заказу Русской духовной миссии и Палестинского общества  

 

Сотни фотографий коллекции были сделаны ещё до создания Палестинского общества в 1882 г. Некоторые ранние снимки 1850-70-х гг. были выполнены по заказу начальников Русской Духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме. Архимандрит Порфирий – первый начальник РДМ в 1840-50-х гг. собрал 59 отпечатков: 35 фотографий с рисунков и планов различных зданий и 24 снимка Иерусалима и его окрестностей, сделанных в 1850-х гг. На одной из фотографий 1860 г. представлен преемник Порфирия - начальник Русской духовной миссии в 1858-1864 гг. архимандрит Кирилл; на снимке также присутствует глава Палестинского комитета Мансуров Б.П., архитектор русских подворий в Иерусалиме М.И.Эппингер и другие представители России.

 

Небольшую коллекцию фотографий собрал в 1860-80-х другой начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме - архимандрит Антонин. Более 60 фотографий небольшого размера (в среднем, 8х9 см), вероятно, были сделаны одним фотографом по заказу Русской духовной миссии. На этих снимках запечатлены участки земли в Палестине, приобретённые Антонином для России (в Иерихоне, Хевроне, Эйн-Кареме, Бейт-Джале), интерьеры и внешний  вид русских строений в Иерусалиме (консульство, русская духовная миссия, больница, Троицкий и Вознесенский соборы). На фотографиях также представлены местные жители и паломники, археологические находки, виды храма Гроба Господня, монастыря Мар Саба и некоторых других мест.

 

В 1884 г. в Русской духовной миссии в Иерусалиме появился штатный фотограф - монах Тимон. Вероятно, Тимон прибыл из Украины, из Свято-Успенской Святогорской Лавры, в которой с 1879 г. существовала собственная фотостудия[5]. Палестинское общество часто приглашало фотографа РДМ: Тимон проводил фотосъёмку археологических работ в Старом городе на месте Александровского подворья, подробно зафиксировал все этапы строительства Сергиевского подворья, совершал выезды в Бейт-Джалу и Назарет (в этих городах находились женская и мужская учительские семинарии и амбулатории Палестинского общества). Он фотографировал русские сооружения в разных частях Палестины: храмы в Иерусалиме - церковь Марии Магдалины в Гефсиманском саду, Троицкий собор, Вознесенскую церковь, больницу, консульство и подворья, монастырь в Горней и церковь в Кане Галилейской, паломнические приюты в Иерихоне и Яффе. Тимон сделал более 30 фотографий с русскими паломниками в Иерусалиме и его окрестностях, снимал учеников русских учебных заведений и деятелей Палестинского общества. В 1897 г. фотограф вынужден был удалиться из РДМ (вероятно, из-за конфликта со своим начальником – архимандритом Рафаилом[6]), к этому моменту из его фотографий сформировалось собрание, насчитывающее более 420 снимков.

 

После ухода Тимона Палестинское общество сотрудничало со многими фотографами. В 1898 – 1900-х гг. была произведена фотофиксация русских построек (более 50 снимков). Были засняты деревянные бараки, металлические и каменные домики, устроенные для паломников; склад для материалов, цистерна для воды, туалеты, прачечная и другие помещения. На нескольких фотографиях представлены паломники и служащие ИППО.

 

Значительное количество фотографий русских мест Иерусалима было сделано в начале ХХ века. Более 100 снимков посвящено масштабному проекту, осуществлённому ИППО в 1903-1905 гг. – строительству Николаевского подворья, проведению работ по устройству канализации, водопровода, парового отопления. На более чем 60 фотографиях запечатлена русская больница в Иерусалиме: внешний вид здания, общие помещения, палаты, пациенты. Часто проводилась съёмка с группами русских паломников (более 70 снимков). Более 150 снимков начала ХХ века сделаны фотографом по фамилии Алексеев (подпись на отпечатках, впрочем, не очень разборчивая). На фотографиях представлены русские постройки, паломники, воспитанники учебных заведений ИППО, а также виды известных мест Палестины.

 

ИППО организовывало съёмку в различных городах, где располагались заведения ИППО. В Назарете производилось фотографирование мужской учительской семинарии, женской и мужской школы, амбулатории и подворья для паломников. Большой интерес представляют фотографии Сабы (Nasser M. Saba), сделанные в апреле 1897 г. в назаретском пансионе ИППО. На снимках представлены  известные деятели ИППО, учителя и воспитанники Назаретского пансиона (с указанием их имён). Интересны и другие фотографии Сабы: амбулатория ИППО, русская церковь Низвержения, английский пансион и протестантская школа, местные достопримечательности. В 1901-1903 гг. ИППО организовало в Назарете строительство большого подворья. С октября 1901 г. регулярно проводилась фотосъёмка работ (30 снимков).

 

Особой ценностью обладают школьные снимки профессионального фотографа из Дамаска Хабиба Гававини.  Более 100 фотографий были сделаны в 1899 г. по поручению Палестинского общества в ходе инспекционной поездки по русским школам Ближнего Востока. На снимках в 20 городах и селениях Ливана и Сирии запечатлены тысячи арабских учеников. На фотографиях присутствуют сотни местных жителей – учителя, старейшины, священники и родственники учеников[7].

 

Интерес представляют небольшие серии фотографий (по 10 снимков) различных мероприятий ИППО – Ф.М.Богоявленского и Г.Г.Михайлова.  

 

Более 60 снимков было сделано в 1913-1915 гг. за пределами Ближнего Востока - в итальянском городе Бари. Фотографии запечатлели строительные работы, организованные Палестинским обществом (возведение гостиницы для паломников, церкви и музея).

 

 

2.     Фотографии научных экспедиций в страны Ближнего Востока

 

 

1891 год стал рубежным для формирования «Палестинской коллекции». В этом году Палестинское общество организовало научную экспедицию на Ближний Восток с целью изучения древнехристианских памятников. Экспедицию возглавил Никодим Павлович Кондаков, историк византийского и древнерусского искусства. Компанию Кондакову составили учёные и художники: Олесницкий А.А., Смирнов Я.И., Кившенко А.Д., Околович Н.А., а также известный русский фотограф Иван Федорович Барщевский. Первую остановку на морском пути из России в Сирию русские путешественники совершили в  Стамбуле (Константинополе). Здесь было сделано 50 фотографий – знаменитые мозаики церкви Спаса в Хоре, несколько византийских храмов, Золотые ворота, музей Чинили Кёшк, проливы Босфор и Дарданеллы. Следующая остановка была в Афинах. В этом городе Барщевский, штатный фотограф экспедиции, выполнил более 70 снимков: древнегреческие и древнеримские постройки (общие виды Акрополя, Парфенон и Эрехтейон, ворота Адриана, башня Лисикрата, театр Дионисия, Одеон Ирода, Башня Ветров, храм Тесея, стоя Адриана) и христианские храмы (церкви св.Георгия, св.Симеона, Спаса, св.Апостолов, Бесплотных Сил, св.Иоанна Предтечи, Капникарея, св.Никодима и старый кафедральный собор). Несколько снимков было сделано около Хиоса и в порту города Смирны (Измира). В Смирне Барщевский отснял несколько десятков листов с древних рукописей (Физиолог и Восьмикнижье). Морским путём исследователи добрались до Триполи, а затем и до Бейрута. Далее учёных ждало длительное (более 2,5 месяцев) сухопутное путешествие. Иван Федорович Барщевский. Экспедиция в Сирию стартовала в Бейруте, в начале сентября 1891 года. Маршрут пролегал через долину Бекаа, Хауран и Трансиорданию. Конечным пунктом назначения был Иерусалим.

 

Исследователи побывали в более чем 30 различных городах и исторических местах – Баальбеке, Дамаске, Езре, ель-Канавате, Босре, Джерасе, Аммане, Иерихоне и многих других. Подробно осматривались византийские памятники – древние базилики, скульптурные рельефы, каменные блоки с надписями, фрагменты архитектурных украшений. Памятники христианской культуры фиксировались художниками и фотографом. Главным объектом исследования в Иерусалиме стал храм Гроба Господня. Работы также проводились в мечетях Купол Скалы и Аль-Акса, церквях св.Стефана и св.Анны и в других местах. Из Иерусалима совершались выезды в Вифлеем, монастырь Мар Саба, на Елеонскую гору. За время путешествия из Бейрута в Иерусалим Барщевским было сделано около 380 фотографий, ещё 300 было получено после работы в Иерусалиме и его окрестностях. На этих фотографиях представлено немного людей. На снимках изображены местные жители - бедуины, паломники, направляющимся в Мекку, православная община ес-Сальта, участники экспедиции и служащие Палестинского общества, а также Антиохийский синод в Дамаске. Остальные снимки посвящены различным архитектурным памятникам. Более 850 отпечатков и сотни негативов Барщевского были переданы Палестинскому обществу[8]. Многие фотографии были показаны на выставках в Петербурге. Некоторые снимки были опубликованы в монографии Кондакова Н.П. «Археологическое путешествие по Сирии и Палестине»[9], посвящённой экспедиции. В 1892 г. вышел в свет каталог с кратким описанием экспедиционных фотографий. На основе этой брошюры через два года, в 1894 г., была издана первая часть каталога фотографий Палестинского общества (оба каталога имели одинаковый формат, снимки группировались согласно маршруту экспедиции, по географическому принципу – от Триполи к Иерусалиму).

 

В первый каталог Палестинского общества также вошли более 400 фотографий, сделанных в 1866-67 гг. во время археологической экспедиции английского Фонда исследования Палестины (P.e.f.). Фонд исследования Палестины был основан в 1865 году группой английских археологов и священнослужителей с целью проведения научных исследований памятников Святой Земли. В 1866-1870 гг. экспедицию возглавлял сэр Чарльз Уоррен – впоследствии известный военный и политический деятель. Среди участников экспедиции был фотограф – капрал Генри Филлипс[10]. Большую часть времени исследователи проводили в Иерусалиме. Несмотря на запреты со стороны османских властей, раскопки проводились в Старом городе, в том числе на Храмовой горе. Из Иерусалима исследователи совершали многодневные путешествия в разные исторические места: в Иудею (Масада, Айн Джиди, монастырь Мар Саба, Хеврон), в города около побережья Средиземного моря (Газа, Ашкелон, Ашдод, Яффа, Лидда), к историческим памятникам Трансиордании – Джерашу, ес-Сальту, Амману, в Самарию (в Наблус, Севастию), В Галилею (в Назарет, Тибериаду, Кану Галилейскую). География путешествий английской экспедиции охватывала более 100 различных исторических мест. Более 30 фотографий запечатлели представителей  различных этнических групп. На снимках представлены паломники и священнослужители: русские, армяне, польские евреи, а также местные жители - иорданские бедуины и самаритяне. На одной из фотографий, сделанных  в Наблусе, руководитель экспедиции Чарльз Уоррен изображён с предводителем самаритян. После завершения работы экспедиции Чарльз Уоррен написал несколько книг, где подробно, в популярной форме, рассказал об исследованиях библейских мест[11].

 

В «Палестинской коллекции» имеется 18 снимков из экспедиции в Иорданию (Аджлун и Эль-Белька) в 1897 г. Фотографии были получены от ориенталиста из Веве - Р. Брунов (R.Brunov).

 

В начале ХХ века в коллекцию поступило свыше 70 фотографий из археологической экспедиции в Турцию. Несколько снимков было упаковано в конверт, адресованный Русскому археологическому институту в Константинополе (РАИК), Фёдором Ивановичем Шмитом – известным византологом и археологом. Вероятно, фотографии были сделаны в период работы Шмита в Турции в 1901 – 1904 гг. На снимках представлены археологические памятники Коньи, Листры и Измида (Никеи): храмы, фрагменты архитектурных сооружений, фрески, мозаики, монеты, виды местности.

 

Можно предположить, что с исследовательской целью были сделаны 96 фотографий Синайской пустыни начала ХХ века. Отпечатки изготовлены качественно, композиция снимков хорошо выстроена. На фотографиях представлены виды каменистой, гористой местности (иногда с местными жителями и участниками путешествия). На нескольких снимках запечатлён Синайский монастырь.

 

Вероятно, в начале ХХ века были переданы в «Палестинскую коллекцию» снимки из экспедиции Н. П. Кондакова на Синай, в 1881 году[12] (фотографии не упоминаются в каталоге В.Д.Юшманова). Фотографии были пересняты с оригинальных отпечатков российского фотографа Рауля для коллекции известного французского византолога Габриеля Милле. На 98 снимках изображены окрестности Синайского монастыря и миниатюры из рукописей.  

 

Также из коллекции Милле поступило более 300 фотографий греческих монастырей на Афоне и в Мистре (интерьеры и внешний вид зданий, рукописи, фрески, предметы интерьера) и более 200 снимков с рукописных материалов из Италии.

3.    Коммерческие фотографы

 

 

Страны Ближнего Востока привлекали фотографов, делавших снимки известных мест для продажи всем желающим. В Палестинской коллекции представлены десятки таких авторов (более 2200 отпечатков). Собрание представлено более 50 фотографиями Френсиса Фрита – одного из самых успешных английских фотографов середины XIX века. С 1856 по 1860 гг. Фрит трижды побывал на Ближнем Востоке, посетив Иерусалим, Вифлеем, Дамаск, Назарет, Баальбек, Синайский монастырь и другие известные места. На фотографиях высокого качества представлены как панорамные виды, так и отдельные архитектурные детали. Представлены в коллекции и снимки другого английского фотографа Франка Масона Гуда[13], побывавшего на Ближнем Востоке  между 1860 и 1870 годами. 25 снимков Иерусалима и его окрестностей сделаны в 1870-х годах фотографом Буссе. Собрание также представлено десятками отпечатков того же периода фотографа Броджи, делавшего снимки не только в Иерусалиме, но также и в Бейруте, Назарете, Хевроне, в городах расположенных у Средиземного моря. Более 50 снимков 1870-х гг. сделаны фотографом, полное имя которого неизвестно (подписывался - «О.»). Стандартные размеры (22х28 см) и сюжеты фотографий (библейские и мусульманские места) указывают на то, что снимки были сделаны в профессиональном ателье для туристов. Среди старых фотографий Иерусалима есть несколько снимков 1858 г. российского фотографа А.Яныша[14] (которого, вероятно, также можно причислить к коммерческим фотографам).

 

Если фотографы 1860-70-х гг. представлены десятками фотографий, то собрания их преемников в 1880-90-х гг. насчитывают уже сотни отпечатков. Фотографы раздвигают тематические рамки – появляется больше фотографий с изображением местных жителей, расширяется география съёмки. Украшением «Палестинской коллекции» стало собрание, включающее более 800 фотографий знаменитого фотоателье «Бонфис». Снимки сделаны на высоком художественном и техническом уровне. Характерной чертой фотографий этого ателье было присутствие местных жителей на снимках с историческими и культурными достопримечательностями. Более 100 фотографий посвящено представителям различных общин. На снимках изображены торговцы, носильщики, ремесленники, музыканты, пастухи, рыбаки, крестьяне, а также священнослужители. Люди разных национальностей, вероисповеданий, профессий и социальных слоев также широко представлены в собрании фотографий Бруно Гентшеля (100 снимков из 370). Особая специализация была у итальянского фотографа Луиджи Фиорилло[15] – более 50 из 340 его снимков, являются свидетельствами католического присутствия на Ближнем Востоке. На этих фотографиях изображены церкви и странноприимные дома, паломники и монахи-францисканцы. Также в коллекции широко представлены фотографии Танкреда Дюма и братьев Цангаки - по 150 снимков различных известных мест.

 

В собрание ИППО также вошли 170 цветных фотохромотипий швейцарской фирмы Photoglob (Photohrom in Zurich), сделанные на основе фотографий коммерческих фотографов.

 

Десятки фотографов представлены одной или несколькими фотографиями. На некоторых отпечатках запечатлены служащие Палестинского общества и священнослужители Восточных церквей. Среди этих фотопортретов есть снимки известных авторов – Гарибеда Крикоряна из Иерусалима, С.Л.Левицкого из Санкт-Петербурга.  

 

4. Любительские фотографии

 


Развитие техники в конце XIX века позволило заниматься фотографированием без прагматической цели - «для себя». Фотосъёмкой занимались сотрудники ИППО, дипломаты, паломники и туристы. Около 100 снимков из «Палестинской коллекции» выполнил Александр Иванович Якубович, инспектор учебных заведений Палестинского общества[16]. Александр Иванович хорошо был знаком с жизнью воспитанников Назаретской учительской семинарии – это позволяло делать интересные непротокольные снимки. На фотографиях Якубовича 1890 г. ученики играют спектакль о России (актёры одеты по-русской моде, на стенах висят картины, изображающие уборку урожая крестьянами). На снимке 1892 г. воспитанники Назаретского пансиона кружатся в хороводе, на 2 фотографиях 1895 г. они работают в саду – возделывают землю под присмотром взрослых, на другом снимке ученики спускаются с горы в Ездрелонскую долину. Более 10 фотографий посвящено групповым портретам назаретских пансионеров младших и старших классов. На снимках присутствуют различные атрибуты школьной жизни – доски (с надписями «Назарет» на русском и арабском языках), флаги России и Османской империи, глобусы, книги. Особенно интересна групповая фотография, сделанная на фоне городских зданий Назарета. На снимках на студентах надеты форменные костюмы – длинная рубашка, пиджак и феска на голове. Несколько фотографий русский инспектор сделал и в назаретских школах ИППО - мужской и женской. Интересны  и другие фотографии Якубовича, сделанные в учебных заведениях ИППО в различных городах и селениях Сирии, Ливана и Палестины. Несколько снимков посвящено паломникам, прибывавшие из России: простые русские крестьяне направляются в церковь, ждут врачебной помощи около амбулатории. В «портфолио» Якубовича есть и фотографии должностных лиц Палестинского общества. Интересны снимки с Петром Петровичем Извольским (обер-прокурором Святейшего Синода в 1906-1909 гг.), инспектировавшего школы ИППО весной 1893 года[17]. В компании с Извольским можно увидеть известных деятелей – В.Н. Хитрово (основателя и многолетнего руководителя Палестинского общества), Д.Ф.Богданова (учителя и инспектора школ ИППО) и А.Г. Кезму – бессменного руководителя Назаретского мужского пансиона. Во время поездки на гору Фавор были запечатлены назаретский митрополит Нифонт и граф Н.Ф.Гейден. На 20 снимках Якубовича изображен Назарет и его окрестности - холмистая местность, плоские крыши домов, фруктовые сады, улицы, достопримечательности. На фотографии русской церкви Низвержения сделана подпись на негативе - автограф Якубовича и название "Церковь Кисилёвой в Назарете".

 

Фотографом-любителем был и Александр Александрович Гагарин, русский дипломат (секретарь, а позднее посол в Бейруте). 26 из 60 его снимков сделаны в Бейруте. Эти фотографии тесно связаны с его жизнью в Ливане. На снимках изображены  интерьеры русского консульства, Иезуитской коллегии, Американского университета, а также общий вид селения Брумманы – место отдыха князя. Съёмка против света, придаёт своеобразие некоторым его снимкам. 34 фотографии Гагарина сделаны в Иерусалиме. Если среди бейрутских снимков преобладают интерьерные фотографии, то среди иерусалимских - много пейзажей с местными достопримечательностями и видами религиозных церемоний.  Отпечатки Гагарина сделаны из разной фотобумаги («глянцевой» и «шероховатой»). Вероятно, князь любил экспериментировать – некоторые его фотографии, сделанные в одном месте и в одно время,  отпечатаны на разной бумаге. Гагарин добился признания среди фотографов - в 1905 году был избран почётным членом Французского фотографического общества.

 

Известным коллегой Александра Александровича (из российских аристократов) был граф Иван Григорьевич Ностиц, побывавший в Палестине в 1894 г. На 31 снимке Ностица представлены храмы Иерусалима и его окрестностей. 2 фотографии с видом на город сделаны с труднодоступного места – минарета мечети Омара. 

 

Имеются в коллекции любительские снимки и других авторов.  

 

5. Фотографии иллюстраций

 


Существенное место в «Палестинской коллекции» занимают снимки рисунков и гравюр исторических мест Ближнего Востока, опубликованных c XV по XIX вв. В коллекции представлены около 1000 иллюстраций из различных книг: Живописное путешествие  Л.Ф.Кассаса, Святая земля Д.Робертса, Топография Святой Земли М.А.Тристрама, Трактат о планах и изображениях священных зданий Святой Земли Бернардино Амико, Путешествие по Каменнистой Аравии Л.Лаборда и другие издания. Отпечатки наклеены на паспарту одного формата – 11х16 см. Для фотографий были изготовлены специальные футляры с кожаным корешком (имитация под книгу). Вероятно, данное собрание принадлежало секретарю Палестинского общества В.Н.Хитрово и поступило в «Палестинскую коллекцию» после его смерти в 1903 г.

 

Заключение.

Судьба Палестинской коллекции после 1914 г.

 

 

С началом Первой мировой войны Палестинское общество прекратило деятельность на Ближнем Востоке. Соответственно, прекратилось и формирование фотографической коллекции. После революции 1917 г. и гражданской войны в России, организации связанные с православной тематикой, не были востребованы советской властью. В 1923 г. Православное Палестинское общество было ликвидировано. В сентябре этого года представители Академии наук В.Н.Бенешевич и М.М.Гирс забрали из дома Общества на Мытнининской улице д.10 предметы культа и фотографии[18].  Вероятно, коллекция фотографий была вывезена по адресу ул.Миллионная д.5 в здание Российской академии истории материальной культуры (ныне – ИИМК) – на некоторых фотографиях «Палестинской коллекции» стоит штамп этой организации. В конце 1930-х гг. фотографии находились в ведении Института Востоковедения АН, размещавшегося в то время в домах 3 и 5 по Университетской набережной и здании Библиотеки академии наук (о перемещении коллекции в эти здания нет сведений). В 1939 году коллекция поступила в Государственный музей истории религии (по ходатайству ГМИР в Академию наук СССР) - в Казанский собор. В этом здании фотографии хранились в одном помещении вместе с другими музейными предметами. В начале 2000-х гг. коллекция была перевезена в новое здание музея (Почтамтская улица д.14). Для фототеки было выделено отдельное помещение с вентиляцией, охранной сигнализацией, системой пожаротушения и оборудованием для хранения. Большая часть фотографий «Палестинской коллекции» хранится в большом металлическом шкафу с выдвижными лотками. Почти все отпечатки наклеены на паспарту. Многие паспарту деформированы, загрязнены, имеют фоксинги. В целом, отпечатки находятся в хорошем состоянии сохранности. Фотографии проложены листами миколенты и  размещены более чем в 130 папках и коробках. В 2013 г. по просьбе ГМИР специалистами Росфото была проведена экспертиза упаковочных материалов «Палестинской коллекции». В ближайшее время предполагается отреставрировать папки и футляры, изготовленные в конце XIX – начале XX вв. по заказу ИППО, а также заменить упаковку 1960-90-х гг.

 

В связи с атеистической политикой советского государства «Палестинская коллекция» не использовалась в исследовательской и выставочной работе до конца 1980-х гг. В 1990-е - начале 2000-х гг. в связи с переездом музея работа с коллекцией была существенно затруднена. Активное использование фотографий началось во второй половине 2000-х гг. В 2007-2009 гг. отпечатки Палестинского общества были оцифрованы и опубликованы на сайте в интернете[19]. Оцифрованные изображения многократно использовались на выставках, посвящённых ИППО и русскому паломничеству в Палестину. Снимки востребованы в различных печатных изданиях и на интернет-сайтах. Для исследователей русского присутствия на Ближнем Востоке фотографии «Палестинской коллекции» являются одним из важнейших источников.

 

© П.В. Федотов 

Государственный музей истории религии

Материал прислан автором порталу Иерусалимского отделения ИППО 1 сентября 2014 г.

 

Примечания



[1] Бежак К. История фотографии. Возникновение изображения. М., 2006.  С.120.
[2] Там же.  С.126.
[3] Юшманов В. Д. Собрание фотографических снимков, принадлежащих Императорскому Православному Палестинскому обществу (Палестина и Синай). СПб. 1894, 1900.
[4] В широком смысле фотографии русских церквей тоже являются частью «Палестинской коллекции», однако, в данной работе исследование этой части собрания не проводится.

[5] О фотостудии Тимона в Свято-Успенской Святогорской Лавре см. - Мудрова И.А.. Великие монастыри. 100 святынь православия. М., 2010.

[6] О конфликте монаха-фотографа Тимона с начальником РДМ Рафаилом упоминается в переписке Хитрово В.Н. с Рафаилом см. - Архимандрит Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Серпуховский Высоцкий мужской монастырь, 1997. Глава 6.

 В.Н.Хитрово: «Другой случай — это Ваша фотография вместе с 6 паломницами. Такое снимание было во всяком случае легкомысленно и показывает, как нужно блюсти свой поступок, находясь на таком видном посту, как занимаемый Вами. Ничего тут особенно дурного, а тем более грязного нет, только не годится для архимандрита, начальника Духовной Миссии». Архимандрит Рафаил: «Касательно моей фотографии поясняю Вам, фотографическая сия группа была снята монахом Тимоном в бытность моих сестер для поклонения в Иерусалиме. Съемка подобной группы имела домашний и семейный родственный характер. Долго не соглашался на подобную группу, но слезные просьбы сестер убедили меня согласиться, но с тем только, что взяв обещание монаха Тимона отпечатать 6 экземпляров группы и потом негатив уничтожить, на что монах Тимон был согласен, но, как лживый человек, обещания на деле не исполнил, негатив не уничтожил, и когда жил при Миссии, то действительно не печатал их, в чем я и был уверен, что негатив уничтожен. Когда же он был удален из Миссии и открыл свою фотографию, то, как будто назло, стал печатать и помещать подобные группы в своих витринах, и, чтобы больше еще уязвить меня оскорблением, дерзнул через своего работника Ивана Ищенко послать при прошении в Св. Синод.
Хотя подобная съемка группы носила домашний характер, когда бы монах Тимон исполнил, как его просили, но когда он, не сохранив обещания, пустил снятые группы в известность, то действительно, я нахожу эту группу неприличной, тем более архимандрит окружен дамами. Поверив лживому человеку, я неумышленно принял приглашение снятие группы с моими сестрами. Этот случай будет мне на следующее время уроком быть острожным и не верить обещаниям лживых людей».

[7] 20 снимков Хабиба Гававини опубликованы в книге «Учебные и врачебные заведения Православного палестинского общества в Сирии и Палестине. Отчёт члена Совета Общества Н.М.Аничкова». Части 1-2. СПб. 1901-1910;

56 снимков опубликованы в книге-фотоальбоме «”Московские школы” Ливана» (составители Бахер Т., Федотов П. В.). Бейрут; СПб. 2012.

[8] Значительное количество фотографий поступило также в Императорскую Публичную библиотеку в Санкт-Петербурге (РНБ) – в 8 больших альбомах хранятся более 530 отпечатков (Э-АпТ35/4-П-141/1-4. Барщевский И.Ф. Экспедиция Императорского Палестинского общества в Палестину в 1891 г.)
[9] Археологическое путешествие по Сирии и Палестине Н. П. Кондакова. СПб., 1904.
[10] Hisham Khatib. Palestine and Egypt Under the Ottomans: Paintings, Books, Photographs, Maps and Manuscripts. London ; New York. P.243
[11] См., например, The survey of Western Palestine-Jerusalem London: Palestine Exploration Fund. 1884; Underground Jerusalem: an account of some of the principal difficulties encountered in its exploration and the results obtained. With a narrative of an expedition through the Jordan Valley and a visit to the Samaritans London. 1876.
[12] Об экспедиционных фотографиях Рауля см. статью О. С. Вяловой Фотографическое наследие XIX века: Н.П. Кондаков и его «Альбом видов и древностей Синайских»// Фотография. Изображение. Документ. Выпуск 1 . 2010. С. 15-20.

[13] Некоторое время Ф.М.Гуд был помощником Ф.Фрита см. - Hisham Khatib. Palestine and Egypt Under the Ottomans. P.242

[14] В Российской национальной библиотеке имеется книга этого автора - Яныш  А., Фотография на стекле с коллодионом, альбюмином, сухим коллодионом, стереоскоп, стереоскопические изображения на бумаге и стекле и фотографический процесс на бумаге. 1858 (NLR Шифр 18.117.4.48)
[15] Хишам Катиб называет Л.Фиорилло фотографом ИППО. Вероятно, это ошибочное утверждение – русская тематика представлена в собрании Фиорилло лишь несколькими снимками – см. Hisham Khatib. Palestine and Egypt Under the Ottomans. P. 236
[16] Некоторые фотографии А.И.Якубовича опубликованы в книге-фотоальбоме «”Московские школы” Ливана». С. 120-127.
[17] О посещении Извольским Назарета см.: Учебные заведения Императорского Православного палестинского общества в апреле и мае 1893 года: Отчет о командировке действительного члена общества П.П.Извольского. СПб., 1894
[18] РНБ, Отдел рукописей. Ф.253

Автор: Федотов, Пётр Викторович

версия для печати